Ученые раскрыли тайну Великого смога в Лондоне 1952

Международная команда ученых раскрыла причину таинственного смога-убийцы, который терроризировал Лондон на протяжении пяти дней в декабре 1952-го года.

Их исследование было издано в американском журнале "Proceedings of the National Academy of Sciences" и показало, что смертельный дым в Лондоне был вызван прямыми химическими процессами, взаимодействующими друг с другом.

"Людям было известно, что за образованием тумана стоит сульфат и частицы серной кислоты, которые сформировались из двуокиси серы, которая образовалась от сжигания угля в жилых домах и на электростанциях" – объяснил Рени Жанг, ученый Техасского университета A&M и глава исследовательской группы – "Наши результаты показали, что этот процесс также подпитывала двуокись азота, образовавшаяся в обычном тумане, которая также является побочным продуктом сжигания угля".

"В процессе превращения диоксида серы в сульфат производятся кислотные частицы. Природный туман содержал более крупные частицы сульфата, в то время как сформированные частицы были достаточно разбавлены. Когда более крупные частицы в тумане испарились, кислые частицы дымки накрыли город".

Ученые провели тщательные лабораторные эксперименты и атмосферные измерения в Китае. Исследователи отметили, что химический состав тумана-убийцы похож на тот, который часто наблюдается в Китае. Единственная разница в том, что в Китае дымка начинает образоваться из гораздо меньших наночастиц. Кроме того, для образования в китайском тумане сульфата требуется наличие аммиака.

Туман-убийца, накрывший Лондон в 1952 году забрал жизни примерно 12 тысяч людей, 150 тысяч человек было госпитализировано. Тысячи животных также погибли от тумана. Трагедия привела к принятию Британским парламентом закона "о чистом воздухе" в 1956 году. До сегодняшнего дня, туман 1952 года считается самым ужасным случаем загрязнения воздуха в европейской истории.